В советском мотоциклостроении
сложились прочные традиции, которые восходят ещё к довоенным годам. И недаром
среди мотолюбителей с большим стажем можно услышать самые добрые воспоминания о
машинах того времени, а у молодых они вызывают неизменный интерес. И,
конечно, слова благодарности надо
сказать создателям первых наших мотоциклов, энтузиастам, которым практически
пришлось начинать с нуля.
Семь десятков лет назад лишь
два завода в нашей стране – Рижский
велосипедный «Россия» и Московский авиационно – велосипедный «Дукс» отважились приступить к производству мотоциклов,
причём с импортными моторами. Делали они очень немного машин. После гражданской
войны и разрухи осталось мало даже из того небольшого числа мотоциклов, что
имелось до революции. На импорт рассчитывать не приходилось, а двух колёсные
машины были нужны и армии и населению. И путь был один - создавать своё
мотоциклостроение.
Первую попытку разработать
отечественный образец предприняла группа конструкторов под руководством
П.Львова на бывшем заводе «Дукс». Её мотоцикл, носивший
название «Союз», был оснащён пружинной подвеской заднего колеса и двигателем
с наклонным цилиндром. Его построили в единственном экземпляре в 1925 году. Двигатель
даже не побывал на стенде, и о его мощности можно лишь гадать. «Союз»
неоднократно участвовал в испытательных пробегах, но серийного производства его
не начали, так как изменился профиль завода.
В1928 году на Ижстальзаводе
было организовано конструкторское бюро по мотоциклостроению, которое
возглавил талантливый инженер Пётр
Владимирович Мажаров. Под его руководством бюро спроектировало пять моделей
(ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) постройку которых закончили в августе 1929 года.
После испытаний одна из моделей (ИЖ- 4) была намечена для серийного выпуска. Но в то время Ижстальзавод ещё не имел возможности начать производство
мотоциклов.
Можаров в 1930году возглавил
группу конструкторов Ленинградского объединения «Тремасс» (Трест массового производства),
куда входил завод «Промет». Эта группа подготовила чертежи мотоцикла с
двухтактным 300- кубовым мотором. Его
опытные образцы «Тремасс» построил, кооперируясь с другим Ленинградским предприятием, «Красным Октябрём». Первый
изготовлял экипажную часть и вёл окончательную сборку, второй поставлял
двигатели и коробки передач. Партия из
25 машин «Тремасс – 300» была готова в сентябре 1930 года. Восемь из них в
октябре приняли участие в испытательном пробеге, после которого оба предприятия
начали производство.
В 1933 году выпуск Л-300
передали на , «Красный Октябрь». Этот завод по своим возможностям гораздо
больше подходил для крупносерийного производства, чем «Промет». А «Промет» стал
делать пожарные мотоциклы Л-600 с карданной
передачей, унифицированные по двигателю, колёсам и ряду деталей с Л-300.
Почти одновременно с
Ленинградским развернули конструирование мотоциклов специалисты Харьковского
объединения «Укрмето». К 1 мая 1931 года они построили шесть образцов машин
модели ХМЗ-1М.
«Укрмето»
выпустил в 1931-1932 гг. небольшое количество машин. Из-за ограниченности производственных
возможностей дело дальше не пошло, а изготовление модели «1М» передали город
Таганрог. В 1935 году там стала сходить с конвейера другая модель – ТИЗ – АМ
600. Она зарекомендовала себя очень надёжной машиной. В конструкции её не
использовался алюминий, и другие дефицитные в то время цветные металлы. ТИЗ –
АМ 600 явился первым отечественным мотоциклом с четырёхступенчатой коробкой
передач и трубчатой дуплексной рамой.
Другой тяжёлый мотоцикл для эксплуатации с коляской в начале 30-х годов
поручили спроектировать ведущему НИИ автомобилестроения, носившему тогда название НАТИ (ныне НАМИ). В апреле 1933 года
по чертежам института ижевский завод изготовил четыре опытных образца машины
НАТИ – А 750. После испытаний и доводки новую модель утвердили к
производству и всю техническую
документацию передали на подольский завод, который с марта 1935 ода стал
выпускать мотоцикл, получивший обозначение ПМЗ – А 750.
На
этой машине нашли применение взаимозаменяемые быстросъёмные колёса,
рассчитанные не на старомодные клинчерные шины, а на более современные покрышки
с прямыми бортами. Интересна была на ПМЗ – А750 подвеска переднего колеса:
очень прочная, с четверть эллиптической рессорой. Моторную передачу сделали не
цепной, а шестеренчатой.
Экспериментальная
мотоциклетная мастерская на Ижстальзаводе не подходила для серийного выпуска
такой сложной машины, как НАТИ – А 750, из-за недостатка нужного оборудования.
А чтобы загрузить уже имевшиеся там
производственные мощности, ей поручили с 1934 года, параллельно с «Красным
Октябрём», выпускать Л – 300. Новую для ижевцев модель нарекли ИЖ – 7. От
ленинградского двойника она несколько отличалась по конструкции.
Сама
по себе модель Л- 300 к концу 30-х годов устарела. И с января 1938 года в
Ижевске начинается производство усовершенствованной машины – ИЖ – 8. Модернизация прежде всего коснулась
двигателя и его систем. В 1940 году ижевский завод перешёл на новую машину – ИЖ
– 9.
Что
касается «Красного Октября», то его специалисты спроектировали новый двигатель для установки в модернизированную раму Л –
300. Появление в 1938 году этой модели (Л – 8) имело принципиальное значение
для нашего мотоциклостроения. Прежде
всего, на ней стоял верхнеклапанный двигатель с высокой степенью сжатия (6,2) и
циркуляционной системой смазки. На Л – 8 впервые у нас нашли применение алюминиевая
головка цилиндра и ножное переключение передач ( педаль переключения находилась
справа, а не слева, как принято сейчас). В 1939 году «Красный Октябрь» перешёл
на другой вид продукции и передал производство Л – 8 заводу «Промет».
В
ассортименте моделей, выпускавшихся отечественной промышленностью в середине
30-х годов, не было лёгких машин. К проектированию таких мотоциклов приступили
коллективы конструкторов на заводах «Вулкан» и ПМЗ (Подольск). ПМЗ в 1936 году
начал готовить техническую документацию на модель «Стрела» с педальным вспомогательным приводом –
сегодня мы её назвали бы мопедом. На следующий год завод изготовил небольшую
партию «Стрел».
Почти одновременно сконструировал лёгкую
машину и «Вулкан». Новую модель (её назвали МЛ – 3) передали в 1938 году в
Серпухов на организованный там мотоциклетный завод, который и строил её в
небольших количествах на ряду с СМЗ – 350, моделью двойником Л – 8.
МЛ –
3 я вился первым отечественным серийным мотоциклом, где двигатель и коробка передач
были в одном блоке и отношение диаметра цилиндра к ходу поршня равнялось
единице.
В
конце 30-х годов наша мотоциклетная промышленность принимает меры к подготовке
производства современных тяжёлых мотоциклов. Центром работ по отработке технической
документации для этого мотоцикла (его назвали М – 72) и постройке опытных
образцов стал в 1940 году московский завод «Искра», а производство начато в
1941 году на бывшем московском велозаводе. По кооперации двигатели для М – 72 поставлял
завод ЗИС (ныне ЗИЛ), а коробку передач – завод имени
КИМ (ныне АЗЛК). В октябре 1941 года бывший велозавод эвакуировали на Урал, где
в феврале 1942 года с конвейера организованного там ирбитского мотоциклетного завода сошли первые
машины. В 1942 году ирбитчане выпустили 1587 мотоциклов.
В том же, 1941 году выпуск мотоциклов М – 72 развернули
в Горьком на заводе «Красная Этна». В 1943 году туда перевезли всё оборудование
эвакуированного в Тюмень таганрогского завода.
Так
закончился первый период развития советского мотоциклостроения, период поисков,
организации серийного (ещё не массового)
выпуска, период формирования собственной школы конструирования.
После
окончания Великой Отечественной войны призводство мотоциклов поднялось на более
высокую ступень. Но это отдельная большая тема.
Статья из журнала "За рулём" №9, 1978 года.
ПМЗ, ТИЗ and other
The
Soviet motorcycle production there are strong traditions that date back to the
pre-war years. And no wonder among Moto enthusiasts with a lot of experience,
you can hear the good memories of the machines of that time, and young they
arouse interest. And, of course, the gratitude I must say the creators of our
first motorcycle enthusiasts who practically had to start from scratch.
Seven
decades ago, only two factories in our country - Riga Cycling Russia and Moscow
aviation - Cycling "Dux" dared to start production motorcycle, with
import motors. They did very little machines. After the civil war and the
devastation left little even of the small number of motorcycles that were
before the revolution. Import not count, and two wheeled vehicles were needed
and the army and the population. And the path was the same - to create your
motocicletta.
The
first attempt to develop a national sample took a group of designers under the
guidance of P. Lviv on the former factory "Dux". Her motorcycle,
known by the name "Union", was equipped with a spring suspension of
the rear wheels and the engine tilted cylinder. It was built in a single copy
in 1925. The engine had not even been on the bench, and his power can only
guess. "The Union has participated in a test run, but mass production did
not begin, as has changed the profile of the plant.
In 1928,
on Izhevsk steel plant was organized design Bureau Metallostroy, led by a
talented engineer Petr Vladimirovich Mazharov. Under his leadership, the office
has designed five models (ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) the construction of which was completed in August 1929. After
testing one of the models (IL - 4) was intended for serial production. But at
that time Izhevsk steel plant haven't been able to start the production of
motorcycles.
Mozharov
in had led a group of designers of the Leningrad Union "Тремасс" (Trust mass production),
which included plant "Promet". This group produced the drawings of
two-stroke motorcycle with - 300 cc
engine. It samples "Тремасс" built cooperate with the other of the Leningrad plant, "Red
October". First produced aircrew part and led the final Assembly, the
second supplying motors and gearboxes. Lot of 25 machines "Тремасс" - 300" was prepared in
September 1930. Eight of them in October took part in a test run, after which
both companies started production.
In 1933
the production of L-300 passed on , "Red October". This plant by its
capabilities are much more suited for large scale production than
"Promet". And Promet" began to make fire motorcycle L-600 with
cardan transmission, unified engine, wheels and a number of parts with the
L-300.
Almost
simultaneously with the Leningrad launched the construction of the motorcycle
experts Kharkov Association "Укрмето". By may 1, 1931, they built six samples
of cars model ХМЗ-1M.
"Ukrnet"
released in 1931-1932, a small number of machines. Due to the limited production capabilities of
the matter went no further, and manufacturing model "1M" gave the
city of Taganrog. In 1935 there was to roll off the production line another
model - ТИЗ - AM 600.
It proved to be a very reliable machine. The design has not been used for
aluminum, and other scarce at that time, non-ferrous metals. ТИЗ - AM 600 was the first domestic
motorcycle with a four-speed gearbox and a tubular duplex frame. Another heavy
motorcycle for use with a stroller in the early 30-ies was commissioned to
design a leading research Institute of the motor industry, known then the name
of the НАТИ (now НАМИ). In April 1933 the drawings of the
Institute of Izhevsk factory produced four prototype cars НАТИ - A750. After testing and
refinement of the new model was approved for production and all technical
documentation handed over to the Podolsk plant from March 1935 ode began to
produce motorcycle, which received the designation ПМЗ - 750.
On this machine have been used interchangeable
quick-release wheels, designed not for old-fashioned concerne tires, and more
modern tires with straight sides. Interesting was on the ПМЗ - A750 suspension front wheel: very
durable, with quarter-elliptic leaf springs. Motor transmission did not chain,
and gear.
Experimental
motorcycle workshop on Izhevsk steel plant was not suitable for the mass
production of such complicated machines as НАТИ - 750, due to the lack of necessary equipment.
And to download already available there production capacity, she is charged
with 1934, along with "Red October", to produce L - 300. New for
Izhevsk model called IL - 7. From Leningrad double it differed somewhat in
design.
By
itself, the model L - 300 by the end of the 30-ies to date. And with January
1938 Izhevsk begins production of an improved machine - IL - 8. Modernization
primarily touched the engine and its systems. In 1940 the Izhevsk factory moved
to a new machine - ИЖ -
9.
As for red October, his team designed a new
engine for installation in a streamlined frame L - 300. The appearance in 1938,
this model (L - 8) was of fundamental importance for our motorcycle. First of
all, it was overhead valve engine with a high compression ratio (6.2) and
circulating lubrication system. On L - 8 for the first time we have found the
use of aluminum cylinder head and foot gear ( foot pedal switch was on the
right, not left, as it is now). In 1939, the "Red October" has moved
on to another product and transferred production of L - 8 plant
"Promet".
The
range of models produced by the domestic industry in the mid 30-ies was not a
lightweight machine. The design of these bikes have joined the teams of
designers in the factories of "Volcano" and ПМЗ (Podolsk). ПМЗ in 1936 began to prepare the
technical documentation for the model "Arrow" foot auxiliary drive -
today we would call a moped. The following year the factory produced a small
batch of "Arrows".
Almost
at the same time designed a lightweight machine and "Volcano". A new
model (called ML - 3) was passed in 1938 in Serpukhov organized on there
motorcycle factory which built it in small quantities along with СМЗ - 350, model double L - 8.
ML - 3 I
ran the first domestic production motorcycle, where the engine and transmission
were in the same block and the ratio of the diameter of the cylinder to move
the piston was equal to one.
In the
late 30-ies of our motorcycle industry takes steps to prepare the production of
modern heavy motorcycles. The centre works on the development of technical
documentation for this bike (it was called M - 72) and the construction of
prototypes began in 1940 Moscow plant "Iskra", and production began
in 1941 at the former Moscow bicycle factory. Cooperation engines for the M -
72 was set factory ЗИС
(now ЗИЛ) and gearbox
plant named КИМ (now АЗЛК). In October 1941 the former
bicycle factory evacuated to the Urals, where in February 1942 from the
conveyor organized there Irbit motorcycle factory down the first machine. In
1942, the inhabitants of the town of Irbit released 1587 motorcycles.
In the same, 1941 issue of the motorcycle M -
72 was launched in Gorky factory "Red Etna". In 1943 there were
transported all the equipment is evacuated to Tyumen Taganrog plant.
Thus
ended the first period of development of Soviet motorcycle structure, the
period of exploration, and the serial (not mass) of issue, the period of
forming its own school of design.
After
the great Patriotic war, the production of motorcycles has risen to a higher
level. But it is a separate big topic.
A. Zabotin, engineer
Article
from magazine "Behind the wheel" No. 9, 1978.
No comments:
Post a Comment